Исаак Осипович Дунаевский родился 18 (30) января 1900 г. на Полтавщине в семье банковского служащего. В семье было пять сыновей и одна дочь. Удивительно, но все мальчики стали музыкантами (в основном хоровыми дирижерами), а единственная их сестра – физиком-педагогом. Приоритетным инструментом в еврейских семьях всегда считалась скрипка, которую музыкально одаренный мальчик довольно рано и быстро освоил.
В 1910 г. семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак поступил в музыкальное училище. Спустя два года в городе открылась гимназия, и параллельно с серьезными занятиями музыкой юноша стал посещать уроки в гимназии, которую закончил с золотой медалью. Музыкальное училище Харькова в 1917 г. переименовали в консерваторию. Так Исаак стал студентом консерватории. В это время к занятиям скрипкой добавилось изучение композиции. Консерваторию Исаак закончил через два года в возрасте 19 лет.
В 1919 г. молодой музыкант начал свою профессиональную деятельность в Харьковском русском драматическом театре. Сначала он был скрипачом оркестра, затем дирижером, а вскоре уже заведовал музыкальной частью театра. Работа в театре, безусловно, повлияла на творческие приоритеты Дунаевского. Он начал писать музыку к спектаклям. Впоследствии драматические спектакли в репертуаре композитора сменились опереттами, киномузыкой.
Не заметить яркого композитора было невозможно. Его карьера развивалась столь стремительно, что в 1924 г. Дунаевский получил предложение переехать в Москву. Здесь он попробовал себя в качестве заведующего музыкальной частью театра «Эрмитаж», а затем Театра сатиры.
Первый большой успех пришел к Дунаевскому в 1927 г., когда состоялась премьера оперетты «Женихи» в Московском театре оперетты. Тут же ее поставили и в Ленинградском театре музыкальной комедии, и в 1929 г. композитор перебрался в Ленинград, где стал музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла. В этот период судьба свела Дунаевского с Леонидом Утесовым и его джазовым ансамблем. Специально для джаз-ансамбля композитор создал рапсодии на темы русских, украинских, еврейских песен, а также «Советскую рапсодию» на темы своих собственных произведений. Все эти сочинения исполнялись под общим названием «Джаз на повороте» и пользовались большой любовью слушателей.
Популярность музыки Дунаевского сделала его востребованным автором среди создателей кино 1930-х годов. Причем талантливый композитор каждый раз умудрялся встать на один уровень с режиссерами фильмов, делая музыкальную ткань одним из главных выразительных средств, превращая, по сути, художественные картины в картины музыкальные. Так было с одним из первых кинофильмов «Веселые ребята» (реж. Г.В. Александров, 1934 г.), который на афишах был представлен как музыкальная комедия. Следом вышли столь же музыкально успешные фильмы «Цирк» и «Волга-Волга» (реж. Г.В. Александров, 1936 г. и 1938 г.), отмеченные Сталинской премией, «Богатая невеста» (реж. И.А. Пырьев, 1938 г.). Важную драматургическую роль играла музыка и в фильме «Дети капитана Гранта» (реж. В.П. Вайншток, 1936 г.), симфоническая увертюра к которому до сих пор исполняется в академических концертных залах. За короткий период до 1940 г. композитор «озвучил» 16 кинофильмов.
Неоспоримые успехи Дунаевского на музыкальном поприще привели к тому, что в 1936 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в 1937 г. возглавил Союз композиторов Ленинграда. Столь солидный административный пост повлиял на избрание совсем еще молодого человека депутатом Верховного Совета СССР I созыва (1938 г.)
Война наложила свой отпечаток на тематику музыкальных произведений композитора. В это время появляются его песни «За Родину, вперед!» на слова В.И. Лебедева-Кумача (1941 г.), «Слава Армии народной» на слова С.А. Васильева (1944 г.), «Ехал я из Берлина» на слова Л.И. Ошанина (1945 г.), «Сторонка родная» на слова С.В. Михалкова (1945 г.), кантата «Ленинград, мы с тобой» на слова С.И. Липкина (1945 г.) и др. Всю войну музыкант провел в артистических фронтовых бригадах, выступая перед бойцами. В 1945 г. Дунаевский был награжден орденом Красной Звезды.
После войны композитор жил в Москве, ему было отпущено всего десять лет жизни. Эти годы он отметил опереттой «Вольный ветер» (1947 г.), музыкой к кинофильмам «Весна» (реж. Г.В. Александров, 1947 г.) и «Кубанские казаки» (реж. И.А. Пырьев, 1949 г.), песнями на слова М.Л. Матусовского «Школьный вальс» (1950 г.), «Летите, голуби» (1951 г.) и многими другими. В 1950 г. Дунаевский получил звание народного артиста РСФСР, а его музыка к кинофильму «Кубанские казаки» была отмечена второй Сталинской премией (1951 г.).
Последним произведением И.О. Дунаевского стала оперетта «Белая акация», которую автор закончить не успел. По имеющимся эскизам ее завершили Е.В. Молчанов и Г.А. Столяров.
Автор: Г.М. Малинина, кандидат искусствоведения, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
Изображение (фото): РГАЛИ
Участники событий и другие указанные лица: